Развитие речи ребенка в 2 года

Развитие речи ребенка раннего возраста — очень важный этап. Речь ребенка начинает формироваться с самого рождения, но говорить он начинает только после 2 лет. Поэтому именно на этом этапе очень важно помочь малышу в развитии речи.

Как правило, после двух лет начинают говорить даже самые молчаливые дети. У всех это происходит по разному, кто то придумывает свой язык (и это нужно срочно исправлять), другие говорят отдельными словами, третьи — сразу целыми предложениями. Развитие речи ребенка в первую очередь зависит от его индивидуальных способностей, но и помощь родителей очень важна.  Если ваш ребенок плохо разговаривает или не может произносить некоторые звуки, не нужно срочно бежать к логопеду. Попробуйте начать заниматься с малышом самостоятельно, почаще  с ним разговаривайте, читайте сказки, пойте песни. Очень важно не пропустить этот период и помочь своему ребенку.

Развитие речи ребенка в 2 года

Начинать заниматься с ребенком нужно намного раньше, чуть ли не с рождения нужно с малышом разговаривать, в полгода рассказывать короткие стишки, с года можно читать сказки, а с двух лет использовать все методы вкупе. Дело в том, что с двух лет у ребенка улучшается понимание того, что ему говорят взрослые. Ребенок запоминает как называются предметы, как обозначаются разные действия, названия, поэтому все это нужно постоянно повторять. Для того, чтобы мотивировать ребенка, задавайте ему вопросы, спрашивайте какого цвета, как называется, как зовут, и тут же сами повторяйте ответ. Ни в коем случае не стоит сюсюкать и коверкать свою речь, в этот период очень важно произносить все правильно. Как вы скажете, так ребенок и запомнит.

Для того, чтобы ребенок лучше понимал вас, сядьте рядом с ним на ковер, чтобы ваше лицо было на уровне его лица. Ребенку так проще вас понимать, чем когда вы возвышаетесь над ним. Чтобы заинтересовать малыша, возьмите его игрушки, расскажите что-нибудь про некоторые из них: как зовут, как цвета, что кушает, где спит, как говорит. Потом можно попробовать спрятать игрушку и предложить ребенку ее позвать (подскажите как нужно звать). Если ребенок отказывается или не может произнести, предложите ему поискать нужную игрушку, название он отложит у себя  в памяти, и, возможно, в следующий раз попробует произнести его.

Нормы развития речи у ребенка 2 лет

развитие речи ребенка

Ответственные родители понимают всю важность развития речи ребенка и следят за этим процессом. Это хорошо, однако, чаще всего родительская забота проявляется в сравнении уровня развития речи ребенка с уровнем других детей. И это неправильно, ведь каждый ребенок индивидуален, он не похож на других. Для того, чтобы действительно определить уровень развития речи ребенка и его соответствие возрасту, используются таблицы динамики развития речи. Внимательно протестировав речь ребенка, можно выделить пробелы и помочь ребенку их заполнить.

В 2-2,5 года ребенок умеет:

  • обозначать себя не только именем, но и личными местоимениями, говоря «я» и «мне«;
  • словарный запас ребенка составляет около 50 самых простых слов;
  • имеет представление о цифре один, умеет считать до двух в правильном порядке;
  • понимать короткий рассказ и отвечать на вопросы о нем;
  • выполнять до 3 поручений (принеси, дай, поставь), понимать и выполнять двухэтапные поручения (сходи в зал и принеси игрушку);
  • показывать части лица и тела, некоторые названия может произнести;
  • составлять короткие предложения из 2-3 слов;
  • называть предметы на картинке, показывать и называть мебель в комнате;
  • говорить «привет» и «пока»;
  • начинает использовать прилагательные такие как большой, красивый, маленький, хороший, плохой.

Как помочь ребенку в развитие речи

Речь ребенка в 2 года

Главное в этом деле — это создание благоприятных условий. Нужно все время разговаривать с ребенком, комментировать свои и его действия, показывать картинки и рассказывать, что на них изображено, читать простые сказки или стихи, смотреть понемногу мультфильмы. Возможно поначалу никаких сдвигов не произойдет, но нужно продолжать, в основе речи лежит подражание, и рано или поздно ребенок начнет повторять за вами. Речь должна окружать ребенка со всех сторон, тогда он заинтересуется и решит попробовать. Если в вашей семье или у знакомых есть ребенок чуть старше и уже умеющий говорить, обязательно пригласите его в гости. Малыши обожают повторять за сверстниками.

Помимо этого, нужно организовать ежедневные занятия с ребенком. В развитии речи ребенка можно выделить два ведущих направления — это развитие понимания речи и развитие собственной  речи ребенка. Для начала, давайте рассмотрим работу по развитию понимания речи. Прежде всего, это направление предполагает накопление пассивного словарного запаса, включающего в себя разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом акцентировать внимание нужно не только над словами, но и над построением фраз. Для того чтобы было понятнее, о чем идет речь, ниже приведем примерный словарь рекомендуемых  слов по темам. Для запоминания ребенку предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия и состояния, с которыми он  сталкивается в повседневной жизни.

Вот список слов, которые ребенок должен запомнить в первую очередь:

  • игрушки   — «мячик», «кубик», «машинка», «кукла» и т.д.;
  • части тела и лица — «ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.;
  • одежда и обувь  — «шапка», «шарф», «куртка», «ботинки»и т.д.;
  • дом или квартира  — «дом», «дверь», «окно», «лестница», «спальня» и т.д.;
  • мебель  — «стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.;
  • еда, овощи и фрукты — «капуста», «картошка», «суп», «сыр», «банан», «яблоко» и т.д.;
  • домашние животные, их детеныши и как они говорят —  «корова/теленок» — говорит «мууу», «лошадь/жеребенок» — говорит «и-го-го», «свинья/поросенок» — говорит «хрю-хрю», дикие животные  — «волк», «лиса», «заяц»  и др.;

Глагольный словарь:

  • ежедневные действия ребенка  — «идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает»;
  • названия действий, которые совершают близкие люди  — «читает», «пишет», «стирает», «готовит кушать»;

Прилагательные, наречия:

  • названия цветов  — «желтый», «красный», «синий», «зеленый»;
  • названия ощущений и состояний  — «сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно»;
  • названия некоторых понятий — «большой», «маленький»; «много», «мало».

Это словарь составлен приблизительно из тех слов, которые могут быть близки вашему ребенку, но конечно вы можете его дополнить или изменить. Работа со словарем должна вестись каждый день, не обязательно выделять на это время, можно проговаривать слова в течении дня, занимаясь повседневными делами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *